12. Техника и общество. Технократия. Технофобия.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и технократия код для вставки на сайт или в блог Ширина:

Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Количество просмотров публикации Вопрос Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах.

Технократизм, технофобия, технофилия. Философский аспект в понимании права у современного человека; Экофилософия. Человек и природа в.

Философия техники — это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, то есть к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования. Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХХ — начале ХХ в.

Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания. В России основы философского осмысления техники были заложены Н. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе. В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в —е гг. Эта работа велась по следующим основным направлениям: В рамках этого направления были разработаны две основные версии. Одна из них А. Волков развивала марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции; 3 социология техники, в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях Г.

Аналогичные направления развивались в западной философии техники Ф. Для классической философской традиции достаточно типично осмысление общефилософских проблем с технических позиций.

Технологический детерминизм и технофобия Понятие детерминизма Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов.

Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов.

Технократизм обычно рассматривается, как претензия на власть со показную технофобию, сами решения принимались в технократическом духе .

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников.

Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации: С этого момента такие акты вандализма учащались и стали настолько серьезной проблемой, что привели к введению смертной казни за намеренное уничтожение промышленных орудий производства.

Лекция: Вопрос 35. Технологический детерминизм. Технократия и технофобия

Техника и технологии, их роль в современном обществе. Техника есть совокупность артефактов искусственно сделанных объектов , создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества. История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники.

Технократизм порождает технофобию, неверные представления о негуманном характере самой компьютеризации, вызывает.

Техника и ее роль в истории цивилизаций Ключевые слова: Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Философия техники и ее проблемы. Понятие системы хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Антропологические проблемы современной техники и технологии нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии.

Информационное общество и его техноструктура в условиях глобализации. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо: Во втором вопросе — охарактеризовать систему хозяйствования в ее исторической динамике и на основе анализа структуры способа производства различных типов цивилизации аграрная, индустриальная, постииндустриальная. В третьем вопросе — рассмотреть антропологические проблемы формирующейся техносферы века технополисы, нанотехнологии, трансгуманизм, биотехнологии и их образы в философском сознания технофобия, технократия.

В четвертом вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо указать особенности информационного общества в аспекте его техноструктуры и в контексте мировой глобализации; рассмотреть основные концепции информационного общества в современной философии, выявить противоречия и оценить перспективы техногенной цивилизации. После относительно стабильного состояния в течение тысячелетий в конце века в технике и вместе с тем во всей жизни людей произошел переворот, темпы которого все возрастают вплоть до сего дня.

Техника как предмет философского осмысления

Каковы исторические истоки современного естествознания? На протяжении многих тысячелетий люди пользовались стихийно-практическими знаниями, полученными в ходе повседневной деятельности. Накапливались астрономические, математические, химические, металлургические и другие знания, связанные с нуждами практической деятельности.

Технократизм - распространенный в западной общественной мысли и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед.

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда.

В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники — это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в.

Генезис"технократической концепции" и ее влияние на кризисное сознание в.

Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Отношение человека к миру техники неоднозначно. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма.

Технокра тия (греч. , «мастерство» + греч. , «власть» греч. ) В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю. Четко оформленная идея общества, управляемого.

Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекала к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники. История техникиможет быть представлена через три основных этапа: Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы.

Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей.

Техника, в свою очередь, не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называется техническим прогрессом. Технический прогресс включает в себя ряд качественных переходов: Следует различать технический и научно-технический прогресс.

Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех исторических этапах его развития.

Технократизм как социальное явление

В зависимости от конкретного имени, каким авторы называли новую технократическую элиту общества, можно выделить несколько этапов в эволюции технократизма. Отцом первой традиционной технократической концепции был Т. Подчеркивая"ключевую важность" конфликта между бизнесом и индустрией, Веблен считал необходимым"индустриальный переворот", в результате которого фактическая власть должна была перейти от предпринимателей к техническим специалистам, а капиталистическое общество превратится в технократическое.

Идеи Веблена имели широкое распространение среди научно-технических специалистов американского общества в - начале х. Затем их сменили идеи"революции менеджеров", которые пропагандировались в работах Берли, Бернхэма см. В е появляются концепции индустриального, единого индустриального общества, где впервые провозглашается, что технологический рай на земле уже построен, общество перестало быть как капиталистическим, так и социалистическим:

Научно-технический прогресс и его интерпретации: технократизм и технофобии. 5. Политика и экономика, диалектика взаимодействия. V раздел: Для.

Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в"железных тисках" научно-технического прогресса. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих самому человечеству.

Технический прогресс имеет свои издержки в области культуры. В связи с этим, широкое распространение в наши дни получило так называемое технократическое мышление. Тем самым произошел и происходит по сей день полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Дух сводится к способности обучаться и совершать полезные функции.

Таким образом техника отрицательно воздействует на самого ее создателя. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники.

ТЕОРИИ ТЕХНОКРАТИЗМА

Рубрика тематическая категория Философия Технократия — понятие, обозначающее установление политической власти технических специалистов, результатом чего будет управление обществом не на базе"частных" интересов того или иного класса, а на базе научного знания, применяемого группами технических специалистов в интересах всех людей. Американский ученый-экономист норвежского происхождения Торстейн Веблен является основоположником инстуционализма и технократизма.

Целостное социально — философское учение было подхвачено затем и развито дальше такими институционалистами, как Дж.

с одной стороны, сциентизм и технократизм и, с другой стороны, антисциентизм и технофобию. Если сциентизм и технократизм с развитием науки.

В мировоззренческом плане глобальные проблемы есть знаковый сигнал того, что человечество может исчезнуть из бытия как таковое, а эта возможность неосуществима без техники. В философии техники в контексте глобальных проблем различимы противоположные методологические установки, основными из которых являются технологический детерминизм и детерминизм социально-антропологический. При анализе этих установок можно выяснить, что они есть теоретическое следствие принятия исследователями либо метафоры мира в качестве механизма техническое мировоззрение , либо мира в качестве живого организованного целого органицистское мировоззрение.

Особое внимание следует уделить первой из них, поскольку именно её социальные проявления провоцируют сами глобальные проблемы. В техническом мировоззрении техницизме на уровне аксиом полагается, что общественный человек есть порождение универсума — мирового механизма; значит, человечество полностью обусловлено таким механизмом, поэтому кризисные явления в отношениях системы человек — общество — природа есть результат незнания или невыполнения законов функционирования этого механизма.

Техника же в таком случае встраивается между механизмом мира и человеком в качестве фактора, тотально детерминирующего человеческую жизнедеятельность, т. Такие соображения в зачаточном варианте появлялись на протяжении всей доиндустриальной истории цивилизации, но стали теоретически оформляться в конце века, тесно переплетаясь с техническими утопиями. Например, в работах Анри К. Сен-Симона - — , а именно: По сути, на метатеоретическом уровне это означало, что в погоне за позитивным знанием, являющимся отвлечённым от целостной жизнедеятельности, представители техницистской философии всё глубже обнажали технический источник такого знания, дойдя до вывода, что не наука определяет развитие техники, а наоборот.

Поскольку же только позитивное знание мыслилось источником благоприятных сценариев развития общества, следовал вывод: Отношения человек — природа и человек — общество анализировались с помощью отношения техника — природа, и техника объявлялась источником правильного понимания любых отношений. Это уже была бессознательная мистификация техники.

Дипрессия и самооценка. Жак Фреско Проект Венера