Достоевский. Основные вехи жизненного и творческого пути

Достоевский, сознание, страдание, существование, мышление, телесность, сострадание, живая жизнь. Тема страдания в творчестве Ф. Достоевского, ес — ли избежать морализаторского и религиозного или, наоборот, аморального и антирелигиозного пафоса, может быть представ — лена в неожиданном свете. Неспособ- ный к полному одиночеству, но тяготеющий к замкнутости, не выносящий общения и диалога, но не могущий обойтись без об — щества других, он доводит собственное сознание до бесконечной усталости или страдания. Страдание для него и есть сознание, а сознание — страдание. Чувства, которыми полон мир, и действия, продиктованные ими, подпольный герой обнаруживает в себе, опознавая собствен — ную активность сознания как абсолютную автономию от внешне — го мира. Он оценивает свою потерянность как следствие усиленной работы сознания, не позволяющего ему быть поглощенным внешним и второстепенным. Понимая, что страдание есть лишь модус созна — ния, он испытывает страх обиду на мир и в то же время получа — ет неизъяснимое наслаждение от способности так сознательно, мощно проникать в природу собственных чувств. Именно ресентимент приводит к полной фальсификации аксиологической системы, когда изымаются сами объекты и положительные ценности, уничтожается иерар- хическая значимость ценностного мира.

Ф. М. Достоевский

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму. Это голос Всевышнего Высшей силы.

В чем же причина его творческой несостоятельности Страх за свою жизнь, разочарование от несостоявшейся любви, стыд перед счастливым.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе. Чем может быть полезен .

Мало того, что из-за его статьи, оказывается, закрыли журнал брата Достоевского, и на Федоре Михайловиче повисли огромные долги около 25 тысяч , которые он выплачивал почти до самой смерти. Так еще и из-за него Достоевский не встретился с Толстым! Со мной на лекцию приехал граф Лев Николаевич Толстой. Он просил его ни с кем не знакомить, вот почему я ото всех и сторонился.

ский режиссер Л. фон Триер. Тема вины находит в их творчестве прин- ципиально . вины, искал ее ис- токи в нарушении древних запретов и страхе наказания. цы является стыд: с ее точки зрения, «Достоевский разрабаты-.

Мне кажется, что она является одной из основных в творчестве писателя. Вопрос о свободе личности будет актуален всегда. Многие великие писатели и ученые пытались разобраться в том, что такое свобода, в чем она заключается. Нельзя понимать это слово однозначно. Каждый человек вкладывает в него свой особый смысл. Для исследования мною были выбраны три романа: В процессе работы мною были использованы сочинения критиков, исследовавших творчество Достоевского. Бердяев в своих трудах особое значение придает теме свободы и насилия.

Он считает ее основной темой в творчестве писателя. Среди прочих проблем она уделяет особое место восприятию героями Достоевского свободы. Наиболее полно и интересно тема свободы и насилия раскрывается также в следующих работах: В них содержаться интересные статьи Т.

Творчество Достоевского

Духовные основы творчества Достоевского Страдания и сострадание. Сложность и богатство контрастов и болезненная заостренность в ощущениях и в чертах характера его героев всегда бросались в глаза и общеизвестны. Но была склонность эту несомненную, может быть, даже особенно ярко бросающуюся в глаза черту истеричности его героев абсолютизировать и отнести ко всему творчеству и более того, ко всему внутреннему миру самого Достоевского. Или, вернее, болезненная до мучительности заостренность его переживаний и тем поданных с таким мастерством и диалога и рассказа и всей композиции требовала и находила себе в его духовном опыте противоположные и умиряющие, преодолевающие и преображающие их силы.

что никогда никого не может он полюбить, кроме себя, и что в этом – последний стыд, последний страх его, в которых признаться не имеет он силы.

Холод, стыд и свобода. История литературы Священной истории. Но это общее место автор книги хотел понять конкретно, по аналогии с тем самым библейским событием. Оно, как вечное событие, как будто воспроизводится заново в творчестве Достоевского. Явление Лермонтова обозначило потребность в развитии и пути: У Розанова субъект сравнения — Гоголь, а в сравнении преобладает момент отрицательный, разрушительный, злобный и даже низменный, гораздо ближе соответствующий отрицательному библейскому персонажу.

Религиозные представления Ф.М. Достоевского и его творчество

Популярные книги в Учебное пособие, написанное академиком Я. Развлекательная и познавательная книга Г. В году исполняется лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти Ф.

торой покаянное слово в творчестве Достоевского диалогично, проси- тельно обращено . знаться всенародно — это преодолеть стыд, страх подвер-.

Достоевский отражает состояние души современного человека Дебора Мартинсен: Достоевский отражает состояние души современного человека Предлагаем нашим читателям интервью с президентом Международного общества Достоевского, деканом Центра образовательных программ Колумбийского университета профессором Деборой Мартинсен. Складывается впечатление, что Фёдор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше.

Спросите среднестатистического американца, знает ли он русскую литературу, вам ответят: Я в восторге от Достоевского. У наших славистов даже определение такое есть: Но если говорить о серьёзной читающей публике, думаю, Достоевский интересен не только русскостью. Он отражает состояние души современного человека — вне национального контекста.

Индивидуализм и одиночество, оторванность от общества, от себя, от Бога. Фёдор Михайлович очень чётко это выразил. В образе отставного коллежского асессора, закрывшегося от мира в дрянной комнатушке, многие узнавали себя.

Уроки стыда от Достоевского

Федор Михайлович по какому-то поводу завел речь об отношениях между полами. Из особой горячности, с какой он говорил об этих отношениях, я вижу, что он как будто очень интересуется ими. Из воспоминаний о Достоевском. Очевидно также, что сведения об этих фактах могут характеризоваться либо как достоверные, либо как вероятные — в зависимости от условий получения соответствующей информации.

Исходя из общих соображений, то есть принимая во внимание возможность ошибки применительно к любым обстоятельствам, не должна означать.

Интерес к их творчеству с годами не угасает, но возрастает. .. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевски ересиархи (Религия страха и религия третье отвергать совершенно; иного стыдиться, а признавать святым и.

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Криницын А. Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству.

По словам Достоевского, образы и идеи мировой литературы"мы не скопировали только, а привили к нашему организму, в нашу плоть и кровь; иное пережили и выстрадали самостоятельно, точь-в-точь как те, там — на Западе, для которых это было свое родное" []. При этом творчество самого Достоевского отличалось особенным универсализмом, и перекличек с гениями других литератур у него значительно больше, чем у Толстого или Чехова. По словам Жака Катто — одного из ведущих современных исследователей Достоевского,"романы Достоевского изобилуют литературными аллюзиями и реминисценциями.

Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы

Последние пять романов называют великим достижением Достоевского. Достоевский задает своим читателям высочайший уровень духовной сложности, требуют упорных усилий при освоении. Наше мышление гораздо конкретнее, практичнее, приземленное. За его романом закрепилось определение идеологический — разрушался патриархальный мир, происходила идеалогизация общественной жизни, увеличение роли идей в жизни человека. Поступки человека стали все больше зависеть от того, какая идея поселялась в его голове.

Картина бедственной жизни ("стыд, голод и холод") и Это -- не страх за здоровье, как писал Достоевский брату, не страх перед.

От"Миньоны" так и осталось лишь одно название, и дальше дело не продвинулось - потом, правда, кое-что из этого замысла вошло в"Униженные и оскорблённые". От"Весенней любви" сохранились в рабочей тетради планы четырёх"варьянтов" развития сюжета: Впоследствии отдельные моменты этого замысла также вошли в роман"Униженные и оскорблённые". И статья критическая или публицистическая под запланированным названием не появилась. Но вот пункты 4-й и в какой-то мере 3-й - это, что называется, попадание в яблочко: Но нам важно то, что писатель понимал-знал значимость этого произведения для своего творчества и правильно определял его ключевое местоположение в период своего второго рождения-дебюта.

Журнальный зал

Художественная логика стыда в прозе Ф. Достоевского Ваганова, Ольга Константиновна Диссертация - руб. К настоящему времени отечественным и зарубежным литературоведением накоплено огромное количество работ, где творчество Достоевского рассматривается с самых разных точек зрения: Однако и до наших дней попытки комплексного изучения отдельных ключевых категорий творчества писателя в том числе и страстей-аффектов, модальных универсалий , предпринимаются сравнительно редко.

Этот вывод в полной мере применим и такой важнейшей универсалии для писателя, как стыд.

Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского"Преступление и наказание" в их творчестве Наполеон двойственен: романтический герой, злодей, тиран, но с Страх, отвращение, чувство вины, стыд, ужас и болезнь.

Грехопадение Каждый человек, как, личность, если не сознательно, то в подсознании своем, интимно связан с Богом, как абсолютно совершенным будущим, которое осуществится в Царстве Божием. Только в этом будущем личность достигает совершенной полноты жизни и творчески осуществляет свое индивидуальное бесконечно ценное своеобразие.

К этой цели полноты жизни стремится всякое существо. Есть лица, которые изначала, стремясь к полноте. Такие лица от века и до века принадлежат к Царству Божию; они причастны всеведению Божию и в союзе с Богом способны к такому мирообъемлющему творчеству, в котором осуществляется для них полнота жизни. Первичный творческий акт, свободно начинающий жизнь личности, может быть и иным. Он может быть любовью к полноте жизни прежде всего для себя или если для всех, то непременно по моему изволению, т.

В основе такого поведения лежит перевес любви к себе над любовью к Богу и другим существам. Вступление на такой путь жизни есть грехопадение. Оно ведет к столкновению целей себялюбивого существа с целями других существ, следовательно, к обособлению его от Бога и от других существ, к стеснению их и к борьбе с ними. Себялюбец, предоставленный одним своим силам, оказывается слабым, ограниченным, лишенным знания, стесняемым бесчисленными препятствиями в своей деятельности.

Вы точно человек?

Главная — Социология — Социология и метафизика в творчестве Достоевского Социология и метафизика в творчестве Достоевского"И если в этом хаосе, в котором давно уже, но теперь особенно, пребывает общественная жизнь, и нельзя отыскать еще нормального закона и руководящей нити даже, может быть, и шекспировских размеров художнику, то, по крайней мере, кто же осветит хотя бы часть этого хаоса и хотя бы и не мечтая о руководящей нити?.. Кто их подметит, и кто их укажет?

Кто хоть чуть-чуть может определить и выразить законы и этого разложения, и нового созидания? Кто мог их дать? Кто помог бы разобраться в их хитросплетениях?

одна из важнейших проблем творчества Достоевского - бунта и смирения." Многие постоянный страх при мысли показаться смешным и оскорбленным, .. Он изнывал от стыда и голода, но выйти из комнаты боялся, чтобы не.

Она небылица в лицах! И роман вздор, и для вздора написан, так, праздным людям читать: И что там, если они вас заговорят Шекспиром каким-нибудь, что, дескать, видишь ли, в литературе Шекспир есть, — так и Шекспир вздор, все это сущий вздор, и всё для одного пасквиля сделано! Выготский, — При чтении обоих ощущается трагическая бездна — не в сознании, а в художественном ощущении.

У обоих мы встретим полное и совершеннейшее изображение человеческих страстей, возобладавших над человеческой волей. Таков и Гамлет, и Макбет, и Лир. В черновиках к"Бесам" он писал о нем: Это без направления и вековечное и удержалось Вся действительность не исчерпывается насущным, ибо огромною своею частью заключается в нем в виде еще подспудного, невысказанного будущего слова. Изредка являются пророки, которые угадывают и высказывают это цельное слово.

Шекспир — это пророк, посланный Богом, чтобы возвестить нам тайну о человеке, души человеческой.

Про Стыд.Ч.1. Емшанова Наталья. Психологическая лекция.